Кафедра общей и специальной психологии и педагогики

 
 
Изображение пользователя Наталья Михайловна Лазарева
Русский язык и культура речи
 

Добрый день. Уважаемые студенты, предлагаю вам ознакомиться с примерными практическими заданиями к экзамену

Задание 1.

Определите стиль данных ниже текстов, последовательно отвечая на следующие вопросы: в какой сфере деятельности могут быть использованы тексты подобного характера? Определите, с какой именно целью они используются (основная функция). Укажите их основные признаки (стилевые черты).

Текст 1. Многозадачные операционные системы позволяют загружать в ОЗУ несколько задач и быстро переключаться с одной программы на другую. Работа в многозадачном режиме достигается разделением времени центрального процессора между задачами, что называется квантованием времени. Квантование времени может быть либо с прерыванием обслуживания, либо без прерывания обслуживания. При использовании квантования с прерыванием обслуживания каждая задача получает доступ к центральному процессору с регулярными интервалами. В случае квантования без прерывания обслуживания одна из задач использует центральный процессор в течение более длительного промежутка времени, чем обычно, пока остальные задачи находятся в состоянии ожидания (этот способ квантования времени называется приоритетным квантованием).

Текст 2. Реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств именно как реклама непосредственно в момент ее представления независимо от формы или от используемого средства распространения.

Использование в радио–, теле–, видео–, аудио – и кинопродукции, а также в печатной продукции нерекламного характера целенаправленного обращения внимания потребителей рекламы на конкретную марку (модель, артикул) товара либо на изготовителя, исполнителя, продавца для формирования и поддержания интереса к ним без надлежащего предварительного сообщения об этом (в частности, путем пометки "на правах рекламы") не допускается.

Если радио–, теле–, видео–, аудио – и кинопродукция, а также печатная продукция распространяются частями (сериями), сообщения о рекламе также должны повторяться соответственно количеству частей (серий).

Организациям средств массовой информации запрещается взимать плату за размещение рекламы под видом информационного, редакционного или авторского материала.

Текст 3. Вот и миновали мы перекресток тысячелетий, где на краткий миг встретились два столетия. И мы уже живем в новом веке.

В эти ближайшие сто лет настанет ваш черед учить детей, строить дома, выращивать урожай, быть программистами и продавцами, банкирами, врачами, литераторами, министрами и депутатами. Вы, конечно, понимаете, что важно не то, кем вы будете, а то, какими вы станете. ХХ век многое внес в развитие мирового прогресса. Человек полетел в космос, поставил себе на службу атомную энергию, изобрел компьютер. Но много в ХХ веке было трагичного, и несправедливого: войны, разрушения, репрессии. От вас во многом зависит, каким будет следующий век.

И если вы будете здоровыми, добрыми, сильными, бесстрашными… Если такими – тогда все в порядке! Наша планета будет продолжать вертеться и лететь в мировом пространстве.

Текст 4. Это только кажется, будто все ночи одинаковые, если нет ни дождей, ни гроз, ни бурь. Только кажется…

Ночи замышляют, какими должны быть следующие за ними дни. По ночам небо тихо–тихо приближается к земле вместе с облаками, вместе с луной, вместе со звездами, и все это вместе замышляет день. От того, какими они его замыслили, от того, что должно расцвести на следующий день, что должно завянуть, что должно растаять в горах, а что застынуть, что будет петь, а что молчать, от этого сами ночи бывают то совсем безмолвны, то они вздыхают от зари до зари, то они спокойны, то тревожны, то они росные и туманные, то наполняются прозрачной тьмой.

Ночи сначала творят день, а потом сами прислушиваются к своему замыслу и, уходя с первыми солнечными лучами, всматриваются в него застенчиво, робко и торопливо.

Когда нынче только стемнелось, что–то потревожило самые верхние хвоинки на вершинах лиственниц и кедров. Это был даже не ветерок, а совсем легкое прикосновение чего–то невидимого и неслышимого. Облако их коснулось или лунный свет? Шепотом вершинки спрашивали друг друга об этом всю ночь: показалось им или было?

Один раз прозвенел ручей и потом, тоже изредка, повторял свой струйный звон.

В чутком сне потягивалась лесная земля. Стороной, в заповеднике, едва касаясь трав, полз туман, а в глубине древесных стволов по капиллярам сочилась влага.

Задание 2.

Найдите ошибки, вызванные нарушением лексических норм современного русского литературного языка. Определите вид ошибки. Сделайте стилистическую правку этих предложений.

1. При анализе характера этого человека выявляются черты, характерные для людей его поколения.

2. Родителям предоставили отпуск в июле месяце.

3. Раскольников уже давно не получал зарплаты.

4. Многие наши фильмы получили признательность за рубежом.

5. В последние годы было создано массовое количество инновационных форм.

6. Реформа ведется при одновременном сосуществовании старых и новых структур управления.

7. Среди митингующих превалировали люди пенсионного возраста.

Задание 3.

Считаете ли вы удачными следующие способы заключения речи? Ответ обоснуйте.

1. "Я сознаю, что мне не удалось объяснить все так, как следовало бы, но все же…"; "Мне неприятно наводить на вас скуку еще какими–нибудь подробностями, но, заканчивая речь, я хотел бы еще добавить, что…".

2. "Жизнь прожить – не поле перейти"; "Без труда не вытянешь и рыбку из пруда".

3. "Как видите, изменить (исправить) ничего нельзя…"; "Мы можем только ждать и надеяться на удачное стечение обстоятельств".

4. "Это все"; "Это конец моей речи".

Задание 4.

Прочитайте фрагменты текстов. Укажите средства выразительности, которые в них использованы. Определите, с какой целью.

Текст 1. Сейчас вы прочитаете два предложения, которые не отличаются друг от друга по смыслу, но "устроены" по–разному. Попробуйте объяснить эти различия.

Когда садилось солнце, партия геологов уже подходила к реке.

Партия геологов, когда садилось солнце, уже подходила к реке.

"Устройство" этих сложных предложений различается расположением находящихся в них простых. В первом примере простые предложения следуют одно за другим, как гуси на прогулке. Во втором примере одно предложение оказалось внутри второго, как матрешка в матрешке. (По Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко).

Текст 2. Риторика воспринималась с начала ХХ века как устаревшая система средств речевого воздействия, которые ни на кого не воздействуют.

Однако когда с этой забытой дисциплины стряхнули пыль веков и присмотрелись к ее классическому облику, выяснилось, что он внушает надежды и уважение, настолько актуальной, глубоко и тонко разработанной оказалась система риторических понятий. (А.К. Михальская).

Текст 3. Представьте, что вы должны вступить в общение с незнакомым или малознакомым человеком. Как заговорить? Что сказать? Куда девать руки? Куда смотреть? Как вы себя чувствуете при этом, как оцениваете собеседника? Один может показаться замкнутым, нелюдимым (или скучным) – "слова не выжмешь", другой – слишком навязчивым, эгоцентричным, даже болтливым – "слова не даст вставить", а с третьим вы, кажется, век были знакомы – так приятно и интересно с ним разговаривать, что хочется встретиться еще и еще раз. В чем дело? Не спешите с оценками. Оказывается, во многом они определяются особенностями речевого поведения – вашего собственного и вашего собеседника. (А.К. Михальская).

 
Изображение пользователя ЛЮБОВЬ ВАЛЕНТИНОВНА КИСЛЯКОВА
Re: Русский язык и культура речи
 

Наталья Михайловна, добрый день!Сколько заданий в билете?

Изображение пользователя Наталья Михайловна Лазарева
Re: Русский язык и культура речи
 

Здравствуйте. В каждом билете по одному заданию.

Изображение пользователя ЛЮБОВЬ ВАЛЕНТИНОВНА КИСЛЯКОВА
Re: Русский язык и культура речи
 

Наталья Михайловна, добрый день! Спасибо вам за ответ!